Роль сказки, рассказанной на ночь, в развитии ребенка

В каждой семье свои ритуалы.  Когда моему первенцу исполнилось полтора года, появился  ритуал –  чтение сказки на ночь. Мы укладывались в  постель и открывали книжку. 

Первые книжки были тоненькие, в мягком переплете. Каждая книжка – отдельная сказка. Возможно, моему крохе было и рановато читать на ночь сказки, но мне самой так хотелось вспомнить детство, забытые любимы сказки, увидеть до боли знакомые иллюстрации. Возможно, что первые «чтения» были ностальгические, они нужны были, прежде всего, мне самой.

Потом это переросло в обоюдное удовольствие. Сын вытаскивал из большой стопки полюбившуюся сказку и молча, мне ее вручал и мы принимались за чтение. Сын знакомился с классической детской литературой, а я имела прекрасную возможность вернуться в безоблачно – беззаботное детство, оставить на время заботы и хлопоты.

Всем знакомые сказки «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» были прочитаны деятки раз. Сначала я их читала с упоением, наслаждаясь знакомыми до боли строчками. Для сына, такое чтение постепенно превратилось в колыбельный ритуал. Стоило мне взять книжку в руки и начать читать, минут через пятнадцать сынулька начинал сладко посапывать. Сначала это умиляло, потом я начала испытывать досаду: «Ну, как же можно спать, когда я читаю такую интересную книжку?» Постепенно чтение сказок и стихов, у нас стало обрастать вопросами, недоговоренными фразами. Мой монолог перерос в диалог. Я стала расспрашивать ребенка: «А куда пошла Красная шапочка?», «А что она несла в корзинке?», «А где сидела девочка?», «А найди на картинке сороку и кувшин?»

И ритуальное чтение сказок на ночь превратилось в дидактическое занятие. Даже если мы возьмем простенькую сказку «Курочка – ряба» или «Репка», невозможно представить, сколько вопросов можно задать по этим сказкам! «Что посадил дед?», «Кто бежал?», «Кто тянул?»…

Обсуждение иллюстраций – это тоже великолепная возможность поговорить о сказке, о ее героях, о том, как каждый из нас представляет персонажа и верно ли художник все изобразил. Это возможность познакомить ребенка с цветом, формой, перспективой. Узнать значение многих слов и терминов.

Начиная чтение новой сказки можно предложить малышу представить, как будут развиваться дальше события. Глядя на героев на иллюстрации представить, какой характер имеет тот или иной персонаж, добрый он или злой?

Продолжительность чтения перед сном, зависит от множества факторов, от внешних: наличие свободного времени у родителей, так и от внутреннего настроя малыша. Сначала можно поговорить – пообсуждать, потом перейти к чтению. Можно прерываться в процессе чтения, на какие – то вопросы – обсуждения. Если малыш не очень хорошо себя чувствует и не готов на диалог, то можно обойтись просто чтением.

Лучше всего читать проверенную десятилетиями классику. Это русские народные сказки и классические иностранные сказки ( братья Гримм, Гофман, Шарль Перро, Андерсен)…

Дети быстро привыкают к чтению на ночь и уже с трудом могут обходиться без него. Я вспоминаю, что мой сын мог полтора часа ждать меня в постели и не засыпать, ожидая, когда я покормлю и уложу в кроватку его младшую сестренку. Дождавшись меня и вручив мне в руки книгу, услышав любимые строки, он засыпал через пять минут.

Ребенок не только знакомится с литературой, но и успокаивается. Чтение на ночь является и естественным окончанием дня. Поэтому важно, чтобы сказки на ночь были оптимистическими и не особо «жуткими».

Чтение на ночь может служить и хорошим стимулом для ребенка, чтобы быстро поужинать, сложить игрушки, бежать в ванную и укладываться в кроватку.

 Источник

Понравилось? Поделись с друзьями:
WordPress: 7.95MB | MySQL:63 | 0,627sec