Почему наши дети вырастают беспомощными и как этого избежать

Ребенок растет умным, живым, творческим… Но вот беда: другие вечно обходят его на повороте, а он молчит и отходит в сторонку. Психологи объясняют: дело в установках, которые мы внушаем ребенку. Как отследить эти моменты и что делать, чтобы не лишить ребенка воли?

о дворе его не зовут играть или дают ему самую мелкую и пассивную роль. В школе одноклассники пытаются свалить на него вину, задирают и высмеивают его. На соревнованиях и в конкурсах он боится показать себя, постоянно занимает вторые, третьи и даже последние места. Родители пытаются разобраться, требуют наказать обидчиков, возможно, перевести сына или дочь в другую школу. Но и там повторяется то же самое.

Не осознавая этого, мы сами закладываем в голову детям сценарий провала. Почему так происходит?

МЫ НЕ ИНТЕРЕСУЕМСЯ ИХ МНЕНИЕМ
«К сожалению, как от родителей, так и от педагогов ребенок часто получает установку: «ты ничто», «твое мнение не значимо», «подчиняйся», – объясняет психолог Виктория Шиманская. – От ребенка требуют исполнения инструкции, не объясняя, зачем это нужно. Я так сказал, потому что взрослый, потому что «так надо». При многократном повторении ребенок на уровне нейрофизиологии усваивает это как «правильный» способ обучения и реагирования.

Выход

«Прежде чем обучить ребенка чему-то, спросите: что он уже знает об этом? А что хотел бы узнать? – советует психолог. – Возможно, взгляд ребенка станет открытием для вас самих. Обязательно нужно объяснить цель: для чего нам необходимо выполнить это задание. Выучить название городов, чтобы сдать тест, – это не цель. А вместе составить маршрут путешествия, изучив название городов, – цель. Результат? В первом случае мы учим ребенка слепо выполнять требование, потому что это надо нам или учительнице, а во втором – подталкиваем к тому, чтобы искать свой собственный путь познания мира».

МЫ НЕ ДАЕМ ИМ ПРАВА НА ЭМОЦИИ
«Да это ерунда, чего ты хнычешь?» Родители нередко реагируют на эмоции ребенка как на поведение, которое выдает его слабость или выглядит как попытка разжалобить их. «Постепенно ребенок перестает понимать, что же на самом деле он чувствует, – рассказывает Виктория Шиманская. – Ему плохо, а мама говорит, что это нормально. Ребенок запутан, он пытается чувствовать то, чего ожидают родители, но лишь еще больше запутывается в себе».

Выход

«Если родители хотят взрастить в ребенке самостоятельную личность, он должны говорить с ним на языке принятия эмоций, – подчеркивает психолог. – Например, так: «Я понимаю, тебе сейчас грустно. Мне тоже бывает грустно. Грусть помогает нам понять, что для нас ценно, что у нас что-то не получилось». Важно дать возможность пережить грусть, признать ее и потом вместе найти решение. Когда мы хотим чему-то научить ребенка, очень важно не просто дать инструкцию и требовать ее выполнения, но и проговаривать возникающие эмоции».

ЧТОБЫ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ, ПЕРЕЙДИТЕ НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ
Понравилось? Поделись с друзьями:
WordPress: 15.92MB | MySQL:65 | 0,570sec