Как помочь ребенку раскрыть свои таланты

Чей-то дар, например, художника, угадывается с первого рисунка. Кому-то помогут специальные тесты. Иногда ребенку нужно побывать в нескольких секциях, чтобы понять, где ему по-настоящему интересно.
Американец Дэвид Химери, олимпийский чемпион и тренер, считает, что для того, чтобы понять как помочь ребенку раскрыться, надо уметь задавать ему вопросы. Записывая его в кружок или секцию, обсудите все вместе на равных: «Врач сказала, что тебе необходимы спортивные занятия. Какой вид спорта тебя больше привлекает?»

К сожалению, мы не вправе выбирать школьную программу и ее содержание. Если какой-то предмет ребенку не нравится, предложите ему подумать над ситуацией: «Я знаю, что ты хочешь быть медиком, а для этого знать литературу не обязательно. Но если в твоем аттестате будет «двойка», есть риск недобрать баллов при поступлении в вуз. Ты можешь, конечно, рискнуть будущей профессией и не заниматься вовсе или поразмыслить о том, как исправить оценку по литературе».

Как помочь ребенку раскрыться? В данном случае вы сформулировали для ребенка цель, которая совпадает с его собственной, и показали, в чем проблема. Подождите, пока он подумает над вариантами. Если ему ничего не приходит в голову, попросите разрешения высказать свои соображения. Лучше, чтобы их было несколько и звучали они в форме вопросов, а не советов: «Как думаешь, прочесть краткий пересказ — этого будет достаточно для нормальной оценки?», «Наверное, можно послушать аудиокнигу?»

Мы, как родители, не умеем помогать своим детям познавать себя и раскрывать свои таланты — в этом и вся наша проблема, что неправильное воспитание детей создает проблемы в нашей жизни и жизни наших близких.

Когда у ребенка возникают трудности, например, он плохо написал контрольную по математике, не спешите его ругать, а спросите: «Как ты? Что думаешь об этом?» Если внятного ответа нет (а его не будет, если это первый опыт такого обсуждения), уточните: «Что, по-твоему, помешало решить все задачки?» Не спрашивайте «Почему так получилось?» Такая формулировка — это почти обвинение. Надо, чтобы он сам проанализировал ситуацию. Помешало солнце за окном или утренняя ссора родителей? Учитель плохо объяснил материал? Может, поздно лег спать накануне или играл в футбол, вместо того, чтобы делать уроки?

Любой конкретный ответ — ключ к будущим успехам: «Как думаешь, на сколько баллов лучше ты мог бы написать в следующий раз и что для этого нужно сделать?» Спрашивая, нужно иметь мужество поступать потом сообразно ответу.

Когда на вопрос «Чем бы ты хотел заняться?» ребенок отвечает, что смотреть мультики, нечестно его переубеждать: «Может, сделаем сначала уроки?» или «Почитаем-ка лучше книгу!» Важно сразу оговорить все условия: «Тебе нужно сделать уроки. Но в запасе есть 20 минут. Чему бы ты их хотел посвятить?» Если ребенок привык, что вы к нему прислушиваетесь, он ответит быстро. Если нет — дайте ему время осознать, что у него появилось право голоса. Придайте смелости: «Мне хочется, чтобы ты получил удовольствие от своих занятий».

Как помочь ребенку раскрыться, советы:

Когда ребенок не хочет делать что-то полезное, ссылаясь на усталость, может помочь серия вопросов, ориентированных на шкалу оценки своего физического состояния: «На сколько баллов ты устал по 12-балльной шкале, при том, что 12 — нет сил пошевелить пальцем? Сколько баллов тебе нужно, чтобы ты смог доделать задание? Что требуется, чтобы снизить усталость на эти пять баллов? Послушать музыку (поиграть на компьютере) будет достаточно? Если ты будешь играть полчаса, можешь не успеть все сделать. 15 минут — нормально?»

Так вы даете ребенку право голоса и возлагаете на него ответственность за выбор решения — как снять усталость. Отныне ее появление — не повод бездельничать, а проблема, которую можно устранить. Не поверив сразу в серьезность вопроса, ребенок может выдать: «Я устал на 15 баллов!» Но если через несколько минут повторить вопрос, оценка станет реалистичнее.

Перестаньте тратить энергию на принуждение — и вы сразу же почувствуете большое облегчение. Но научиться доверять ребенку и правильно формулировать вопросы поначалу непросто. Бывает легко перейти из режима диалога в режим приказов, поэтому надо себя контролировать. Тогда благодаря нашим стараниям ребенок получит шанс обрести собственное «я», которое будет для него надежной опорой, источником сил и энергии. А они необходимы тому, кто намеревается выполнить свое жизненное предназначение.

Источник

Понравилось? Поделись с друзьями:
WordPress: 8.73MB | MySQL:53 | 0,291sec