Чем опасно раннее развитие интеллекта?

1. Вынуждаем соответствовать ожиданиям

Несмотря на попытки обучать малышей в игровой форме, довольно скоро для всех участников процесса становится очевидно, что «игра» — лишь красивое название обычной дрессуры.

«Петенька, где буква «А»? Ну-ка, не отвлекайся! Положи машинку на место, подойти ко мне и посмотри на картинку, а я тебе потом мультик включу». Всего через несколько дней Петенька по законам образования условного рефлекса усваивает простую истину: если он называет буквы, взрослые радуются, если нет — огорчаются или раздражаются. С этого момента знание алфавита становится залогом мира в семье, поэтому интерес ребенка к буквам неуклонно снижается, а тревожность растет. Но, поскольку демонстрация отсутствия заинтересованности чревата конфликтами с родителями, ребенок постепенно обучается изображать энтузиазм и скрывать истинные чувства. Об этом эффекте очень точно пишет в своей автобиографической книге известная пианистка, а когда-то девочка-вундеркинд, Полина Осетинская: «Мне не позволялось быть или казаться несчастливой. Я обязана была ежесекундно испытывать и излучать счастье. Я научилась этому обратному аутотренингу, и никто никогда не видел меня неулыбчивой, грустной. Никому не приходило в голову, что находится за фасадом».

Ребенок разучивается хотеть

Многие родители и педагоги считают, что использование игрушек или других ярких материалов превращает занятие в игру. Но самое ценное в игре — возможность установить свои правила и выйти из нее в любой момент, просто заявив: «Я не играю».

Последствия.

К подростковому возрасту, а то и раньше, ребенок не будет знать, чего он хочет, потому что просто разучится хотеть. Ведь его желание заниматься чем-то интересным постоянно сталкивалось с препятствиями в виде развивающих занятий. Дальше все будет происходить по описанному Л.С. Выготским механизму интериоризации: видя, как родители пренебрегают его желаниями, ребенок сам перестанет прислушиваться к ним, а потом и вовсе подавит их, чтобы лишний раз не разочаровываться.

2. Лишаем спонтанности

В основе детской непосредственности, умиляющей многих взрослых, лежат непроизвольные реакции. Есть колоссальная разница между веселыми прыжками под музыку и исполнением танцевальных па на «раз, два, три», между прослушиванием английской песенки и многократным повторением припева с целью совершенствования произношения. Регулярные и интенсивные развивающие занятия приучают ребенка действовать исключительно произвольно, что полезно и оправдано для ученика начальных классов, но преждевременно для дошкольника.

То, что многие родители считают «дуракавалянием», в действительности — важный этап эмоционального развития. Скача до упаду или ползая по ковру с игрушками, ребенок учится ориентироваться на свои телесные ощущения, распознавать усталость и регулировать активность. Развивающие занятия, напротив, предполагают поддержание специально заданной позы в течение определенного времени. Взрослые задают темп деятельности ребенка и контролируют его тонус.

Последствия.

Образ неуклюжего подростка или взрослого в брюках по подмышки и наглухо застегнутой рубашке — отнюдь не плод фантазии юмористов. Неумение достигать мышечного расслабления и, в целом, плохое владение своим телом связано с неумением оперативно реагировать на возникающие ощущения. Перефразируя известную шутку про сороконожку, можно сказать, что ребенку никогда не давали возможности ходить, не задумываясь над механикой своего передвижения.

3. Снижаем мотивацию к обучению

Представьте, что вы несколько лет потратили на построение карьеры и почти доросли до должности генерального директора, а потом вам безапелляционно заявляют, что необходимо вновь вернуться на позицию младшего менеджера. В похожей ситуации оказывается ребенок, которому приходится в начальной школе заново учить то, что он еще в пятилетнем возрасте лихо декламировал гостям с табуретки. Этот шаг назад кажется ему если не унизительным, то довольно странным, поэтому сложно убедить ребенка в необходимости слушать объяснения учителя и выполнять его требования. Если ребенок поймет, что большая часть материала ему уже известна, он пропустит тот момент, когда начнется новый материал, или не сможет связать его с имеющимися знаниями. Кроме того, будет потерян авторитет педагога, поскольку первоклассник быстро привыкнет к тому, что слова учителя ничего не стоят.

У ребенка нет стимула к обучению

Не застрахован «развитый» ребенок и от звездной болезни. Привыкнув к похвалам преподавателя и к тому, что его уровень подготовки выше, чем у одноклассников, первоклассник будет болезненно реагировать на изменение своего статуса в классе.

Последствия.

Ребенок, считающий, что он и так все знает, оказывается лишен основных мотивов обучения. У него нет стремления догнать более сильных сверстников, нет стимула слушать учителя и нет возможности получить похвалу родителей за повторное освоение уже знакомого материала. В силу возрастных особенностей он не способен критически отнестись к своим разрозненным знаниям и вместо того, чтобы заняться их систематизацией, пускает учебу на самотек.

4. Вмешиваемся в естественный ход развития

К сожалению, многие взрослые имеют весьма поверхностные представления о закономерностях и нормативах детского развития. Среди родителей до сих пор популярны некоторые методики, которые противоречат давно подтвержденным научным фактам. Например, широкую известность приобрели карточки Гленна Домана, изначально разработанные для обучения детей с нарушениями нервной системы, а затем чудесным образом превратившиеся в методику развития здоровых детей. Несмотря на то, что еще в 1999 году Американская академия педиатрии опубликовала обширный отчет о сомнительных результатах использования этой методики, запрос со стороны родителей на ее применение до сих пор велик. В результате ребенку предлагается пассивное разглядывание карточек, предъявляемых на короткое время, без возможности задавать взрослому какие-либо вопросы. Все научные труды педагогов и психологов, написанные про детскую познавательную активность, важность практической деятельности и сюжетно-ролевой игры, можно, по-видимому, сдать в пункт приема макулатуры.

Первоклассники не умеют выражать эмоции и не понимают чувства других людей

Активное развитие интеллекта в дошкольном возрасте противоречит самому главному закону детского развития — гетерохронии созревания психических функций. Этот закон предполагает неодновременное и неравномерное развитие моторики, эмоциональной сферы восприятия, речи, мышления и других процессов. В течение первого года жизни малыш успевает из малоподвижной «гусеницы» превратиться в бодро бегающего человека. В то же время в его словарном запасе содержится не более 10 слов, понятных только самым близким людям, а мышление еще не подчиняется законам логики. Какой смысл пытаться в этом возрасте обучать ребенка чтению или иностранному языку?

Последствия.

Многие учителя отмечают, что современные первоклассники, имея высокий уровень интеллекта, не умеют выражать свои эмоции и понимать чувства других людей. Возможно, так происходит потому, что им приходилось заучивать названия планет Солнечной системы вместо того, чтобы хохотать от щекотки и играть в «ку-ку». Кроме того, большинство знаний, полученных дошкольником, быстро забывается. Так, иностранный язык «уходит» за полгода, если им не пользоваться, что не раз описано в исследованиях, посвященных изучению детей мигрантов и билингвов (например, в работе Andrea Rossi из Гарвардской школы Кеннеди).

Об авторе

Мария Баулина — нейропсихолог, доцент кафедры клинической психологии Московского института психоанализа.

Источник

Понравилось? Поделись с друзьями:
WordPress: 7.67MB | MySQL:62 | 0,321sec